Инзовская груша в Буджакской степи

Дмитрий БАЛТАЖИ,
с. Твардица Тараклийского района



Савва Дюльгер из Твардицы почти два десятка лет работает сторожем в детском лагере отдыха, а заодно присматривает за лесным урочищем, в котором расположились домики для детворы. И хоть должность не из престижных, да и зарплату часто задерживают, работу свою любит.

Лесным дозором

Обходим с Саввой Николаевичем дозором охраняемую территорию. «Еще вчера не было этих следов», - вдруг замечает он, всматриваясь в песчаную отмель ручья, протекающего по урочищу. Оказывается, впервые с осени здесь появились заячьи следы. Ну и хорошо, значит, зайцы расплодятся. «А знаете, почему косые покинули наши места?» - подняв почему-то глаза к небу, спрашивает натуралист-любитель. И, выждав немного, сам отвечает: «Голубей испугались!»
Я удивился: заяц боится не сокола хищного, а мирную птицу?
- Пара голубей, естественно, выглядит мило, - объясняет Савва, - но, если налетит стая, от шума их крыльев и человеку станет жутко. Зимой в нашем лесу их было, наверное, тысяч сто. Днем кормились у сельских амбаров и зерноперерабатывающих токов, а ночью весь лес накрывали. Вот почему осторожные зайцы стороной обегали наше урочище. А ведь для них лес наиболее безопасное место - под кронами деревьев легче укрыться от хищных птиц.
Как оказалось, мы не просто гуляли, а шли к опушке ясеневой рощицы. За ней - светлая поляна. Савва торжествующе смотрит на меня, а я ничего не понимаю.
- Да посмотри, как они выросли! - Савва протягивает руку к верхушке одного из ясеневых ростков, как бы сравнивая его новую высоту со своим ростом. - Каждый день прихожу сюда любоваться молодой порослью.
Только теперь мне, не лесному человеку, открылась причина его гордости. Эта площадка, примерно тридцать на сорок метров, десятилетиями была пустырем, а теперь становится лесом. Что дало толчок к дружному и устойчивому прорастанию ясеневого самосева - загадка. Но, обнаружив здесь пару лет назад россыпь сеянцев, Савва взял их под свою опеку.

Историческое дерево

Теперь Савва говорит о другой достопримечательности леса в центре Буджакских степей. Причем начал издалека - с императора Александра I, который намеревался сослать Пушкина в Сибирь и только благодаря заступничеству генерала Инзова (наместникa Бессарабии и попечителя над колонистами края) отправил его к нам, в Бессарабию.
В Кишиневе Пушкин написал более 100 стихотворений, и среди них - «В степях зеленых Буджака». Значит, он бывал в Южной Бессарабии. Именно проездом в Болград (ныне городок в Одесской области) с инспекционной проверкой влиятельный чиновник и известный поэт, по мнению Саввы, могли побывать на том самом месте, где мы с ним сейчас стоим.
Позже, в 1829 году, когда переселенцы из Румелии (историческая область Болгарии) подыскивали для себя земли, возможно, сам председатель Попечительного комитета Иван Инзов указал им это место. Так родилось болгарское село Твардица.
А год спустя, приехав сюда, чтобы помочь с обустройством, «отец болгарских колонистов» Инзов собственноручно посадил грушевый саженец вблизи убогих земляных жилищ переселенцев. Для того чтобы они любили новую родину и как пример для дальнейшего облагораживания засушливых степей растениями. Переселенцы подхватили это начинание - ныне здесь 160-гектарный массив разнопородных насаждений.
А то грушевое дерево, почти два века овеваемое ветрами, стоит у дороги рядом с лесом. Смотритель Савва Дюльгер сегодня занимается проверкой исторических предположений. Кстати, устные предания сельских старожилов подтверждают верность начатого поиска.

Източник: Аргументы и Факты в Молдове

Няма коментари: