Орала на мечи сменить?


О том, как сохранение "экс"-а в настоящем множит "икс"-ы в будущем.

Прошлые заслуги не могут служить индульгенцией никаким последующим отступлениям от справедливости.


Казалось, как ни начни статью, как ни страйся с первых строк завладеть вниманием читателя, а все же, предугадав "узкоместную" проблемность материала, он, читатель, до последней строки не дотянет. Посему (не без журналистских штучек, впрочем) сразу произнаюсь: речь о противостоянии, сложившемся в южномолдавском болгарском селе Твардица.

О степени ее, статьи, (не-) типичности для демократизирующейся Молдовы судите сами. И, если после предваряющего пассажа кто-то еще этот очерк продолжает читать, то знайте, оставшиеся, что в Твардице есть недовольные.

"Эка невидаль!",- скажете? Следовательно, не всё так уж и "узкоместно"...

Начнем с того, что...

Твардица - село, которым очень долгое время, и не скрывая этого, гордились многие. От самих селян до высокого республиканского руководства. Если нужен был пример превосходства социалистического образа жизни над противоположным, так вот он - Твардица: интернационализм в лице представителей как минимум пяти народов; идеологически выдержанная пасторальность с агротехникой и заводскими корпусами; трудолюбивые и просвещенные труженики колхоза-миллионера; союз освобожденного крестьянства и пролетариата-гегемона; эффективное хозяйствование под мудрым оком любимой партии. Царство процветания и благосостояния, предреченное канонизированными основоположниками теории торжества социальной справедливости.

Конечно же, таких примеров в социалистической Молдавии было немало, а об обстоятельствах их исчезновения в республике одновременно с социалистической приставкой говорить излишне. Но некоторые, и Твардица в их числе, держались. Наряду с другими причинами еще и потому, что руководили этими хозяйствами хваткие, талантливые, самостоятельные в принятии решений люди. Личности. В Твардице этот крест выпал Петру Михайловичу Парликову.

Всеобъемля вотчину свою

Три десятилетия, на полном основании, всё мало-мальски достойное считаться положительным твардичане едва ли не автоматически записывали в заслуги Петру Парликову - руководителю колхоза им.Ленина, позднее - агропромышленной фирмы, промышленно-производственного кооператива, ныне - производственного кооператива "Твърдица". Обрисовавшийся со временем пассив - трудности, невзгоды, недочеты и убытки - как правило, списывался на всеобщую неустроенность в стране, на характерные для всей республики проблемы, с которыми Парликов, "Хозяин", "справляется не жалея времени и сил".

В значительной степени так оно и было. Твардица - одно из самых (если не самое) благоустроенных сел Молдовы. Об интеллектуальном потенциале твардичан, хотя и с большой долей субъективизма - но все же,- может свидетельствовать тот факт, что выходцы из этого села занимают немало заметных постов на различных управленческих уровнях частного и государственного секторов экономики. В Твардице - зона свободного предпринимательства. Наконец, Твардица - часть Тараклийского района, где проводится эксперимент по внедрению единого налога в сельском хозяйстве. Твардицкое же агрохозяйство - одно из крупнейших и мощных в стране, во всяком случае - потенциально. В селе есть даже своя телевещательная станция. Все это, повторим, связано с именем Петра Парликова. Каждое из перечисленных достижений достойно отдельного рассмотрения, но...

...Именно в этой части очерка уместной была бы пауза. На размышление о, как говорят, "роли личностей в истории"... (Роли, пусть и ограниченной ареалом историй отдельных населенных пунктов, из которых, однако, складывается история вообще.) А также о том, что определение "хозяин" не в редких случаях включает в себя такие мало положительные оттенки, как авторитарность, например, или самоуправство. Рано или поздно это порождает несогласных...

Восстание ягнят

Все чаще, особенно в последние годы, благодушный контекст ("пример для всех остальных") в упоминании Твардицы стал сменяться неприятными оценками. Как-то так оказалось, что средняя зарплата по твардицкому агропредприятию раза в два ниже, чем по району. Все больше твардичан предпочитают уезжать на заработки за рубежи Молдовы. ЗСП потеряла часть инвесторов, а новый состав местного исполнительного органа, открыто обвиненяет Хозяина в масштабных злоупотреблениях, отстаивает свои позиции в судебных инстанциях и... выигрывает.

До 2003 года органы местного самоуправления, хоть и считались властью, фактически таковой не являлись - говоря мягко. Если же честно - то не особо властвовать стремились и не очень-то представляли как. И - положа руку на сердце - отметим, что не имели для этого никаких финансовых и материальных возможностей. Твардица абсолютно зависела от "Твърдицы", вернее, от воли руководителя названного производственного кооператива, бессменного распорядителя всем и вся. В ПК и в селе. А посему и русское и българское название многие годы соответствовали чему-то единому. Целостному и неделимому (кто бы посмел) - без каких-либо видимых разграничений полномочий. Чего греха таить, для многих так было комфортнее. Когда решения нисходят от "Хозяина", не требуется усилий для их принятия, а заодно снимается ответственность за это. В том удобство роли исполнителей.

Разница между Твардицей и "Твърдицей" определилась с победой на местных выборах нового примара Андрея Паскалова и приходом в примэрийскую команду новых людей. Тридцатилетней давности сосредоточение нитей управления на одной фигуре дало сбой. Началось с того, что новый примар и его команда принялись искать ответы на многочисленные вопросы, возникшие по вступлении в должность. К примеру, что является собственностю примэрии? И почему местный бюджет пуст, как пересохший колодец? Вопросы, надо сказать, вполне закономерные. Однако ответы на них были, мягко говоря, неожиданными.

У примэрии "за душой" ничего, получалось, нет. Ни земель, ни недвижимости, ни озер, ни лесополос... А бюджет дефицитный, "потому, что он дефицитный", было сказано - всё просто. В распоряжение новоизбранной примэрийской команды предшественниками не было передано ни того, что могло бы считаться архивом, ни какой-либо рабочей документации. Отсутствовала даже подборка "Официального монитора", с которой связана работа любого административного аппарата. Приведение в порядок делопроизводительной части выявило еще массу пустот, но в первую очередь нужно было отыскать невесть куда и каким образом пропавшие земли примэрийского резервного фонда. Именно их сдача в аренду является основным источником пополнения сельской казны.

Закон - кому как видится он

Земли примэрийские, конечно, никаким ураганом не унесло. Просто числились они не за исполнительным органом, а за...- не трудно догадаться - ПК "Твърдица"! Обращает на себя внимание, прилюдное подтверждение сего бывшим сельским землеустроителем. Лицом, вроде бы, компетентным в своей области и несущим за свои слова ответственность... Тут-то и началось тщательное, граничащее с расследованием, изучение действующих законов новой примэрийской командой. Выяснилось, что все же кое-что у примэрии имеется. В частности - 1617 га (!) резервного фонда, в которые входит земля под водоемами, лесополосами, лесами, пастбищами, болотом, дорогами и не только. Районный кадастровый орган предоставил соответствующую карту. Но руководитель кооператива Петр Парликов отказался ее признать. Равно как и Закон о разграничении земель от 2000 года, а с ним и постановление правительства, где указано, сколько земли принадлежит Твардице. "Мирные" переговоры с Хозяином не то чтобы ни к чему не привели, а просто не состоялись. Не могли состояться. Мыслимое ли дело, садиться за стол переговоров с теми, кто вышибает из под тебя землю! Да и кто они такие, по сравнению с НИМ - кому это село обязано всем!

Примерно так в Твардице сложилось противостояние, родилась оппозиция, началась война...

Война

Этим словом то, что происходит в селе в последние два года, называют представители, по крайней мере одной из противодействующих сторон. Раскол, как говорят, затронул даже отдельные семьи твардичан. Одни уверены, "барин-холопы" - схема, в той или иной интерпретации, вечная, и лучше "проверенный барин", чем "обарившиеся холопы" вместо него. Другие аргументируют: демократия - это нечто иное.

...И здесь - место для следующего отступления. СМИ не зря называют четвертой властью. С их помощью можно достичь многого. В том числе прилюдно оклеветать либо наградить публичными овациями кого-либо. Причем отнюдь не редки случаи, когда журналисты искренне верят в свою правоту.

Петр Михайлович Парликов знает цену газетному слову. Публикаций, посвященных ему - масса, однако данный очерк - уникальный в этом ряду. Мы не хвалим, но и не оплевываем заслуженно уважаемого человека. Мы не выносим приговоров, но настаиваем на своем праве озвучивать сомнения в правильности того, что он делает. Ибо прошлые заслуги не могут служить индульгенцией никаким последующим отступлениям от справедливости. Но... сомнения - единственно, что позволяет нам журналистская этика. Возникли они из бесед с жителями Твардицы. С некоторыми, подчеркнем, жителями, из которых, впрочем, лишь примар Андрей Паскалов согласился на упоминание своего имени в нашем материале. И, возможно, не потому, что для остальных - всё нормально...

...Что для указанной "войны" характерно - "развязали" ее силы, значительно уступающие оппонентам в численности и при этом регулярно призывавшие противников к "мирным" переговорам. Примэрийская "регулярная армия" насчитывает человек восемь. Но обращает на себя внимание то, что опираться они стараются на закон и потому лагерь им сочувствующих ширится. "Боевые действия", к счастью, ограничиваются дебатами и длительными, многоступенчатыми рассмотрениями в судебных инстанциях. Примэрия отсуживала причитающуюся ей землю, руководитель кооператива - не отдавал. Как мог тянул с возвратом даже после вынесения определения Высшей судебной палатой. Не соглашался с суммой арендной платы сколько было возможно.

...Только в этом году, вернув земли и сдав их аренду уже по всем установленным законом правилам, исполнительный орган смог пополнить сельскую казну на 145 тысяч леев (в 2004г. от аренды было получено лишь 19 тысяч). К слову, простое упорядочение собственных активов позволило к концу прошлого года сделать местный бюджет профицитным (в качестве дополнительных средств было собрано свыше 350 тыс.леев). Подобного в Твардице не было с начала 90-х годов... Для кого-то указанная сумма - не бог весть что. Примэрии же на них удалось, к примеру, обеспечить местных нуждающихся инвалидными колясками и продуктовыми пайками с доставкой на дом. А еще, в спешно переданном (не без коварного умысла, вероятно) с баланса кооператива в примэрийское ведение дошкольном учреждении - обновить инвентарь, вдвое повысить зарплаты воспитателям и примерно на столько же снизить для родителей стоимость содержания детишек в детском саду. Не урезая, разумеется, рациона малышей, а компенсировав разницу средствами бюджета села.

...Другая заметная точка пересечения "стратегических интересов противоборствующих сторон" - водоемы. Которые, как бы принадлежат всем, на деле же - пять лет как превращены в так называемый рыбхоз (догадайтесь, чей?). В соответствии с установленным стилем деятельности: волевым усилием, без заключения каких-либо договоров, а следовательно и без соответствующих отчислений в общую твардицкую копилку. Впрочем, рыбачить там можно. В выходные и заплатив за сезон 134 лея... Где оседают "рыбные поборы"? Существует ли над ними фискальный контроль? Куда, в конце концов, уходит выуживаемая сетями рыба, если в магазинах твардичане ее видят от силы раз в году? Показателен рассказанный случай про пенсионера, жителя села, пожелавшего справить день рождения на живописном берегу указанного рыбхоза. Куда изпокон веку все ходили "без билетов", по желанию. Что любопытно, день был выходным - суббота, но, как на грех, по близости гулял Хозяин сотоварищи. Нерегламентированное хозяйскими желаниями, мероприятие было жестко пресечено, несмотря на то, что рыбным ловом здесь и не пахло. Неугодных разогнали, а испорченное торжество надолго запомнилось и самому виновнику, и его землякам...

...Не могла не попасть в область "твардицкого конфликта" и действующая там Зона свободного предпринимательства. Ключевое слово - "действующая". То есть привлекающая инвестиционные, производственные, трудовые ресурсы. И попутно выгодно отличающаяся от агрокооператива по крайней мере в том, что касается оплаты труда. "Породил" твардицкую ЗСП, как отмечалось выше, Петр Парликов. Он же пытается ее и "убить". "Как неудавшийся эксперимент",- пишет Парликов в высокие инстанции. Не потому ли "неудавшийся", что до недавних пор главным администратором ЗСП был именно он, перенесший стиль руководства кооперативом на администрирование зоной и совмещавший, кстати, должности председателя ПК и главного администратора ЗСП? В суть "свободно-экономической" каши, состряпанной в отмеченный период, сегодня вникают соответствующие органы. Особые сомнения, в частности, вызывает легитимность практически бесконтрольных финансовых операций прошлых лет между ЗСП и ПК "Твърдица". Чем не повод признать "эксперимент неудавшимся"?

Но сегодня-то ЗСП действует! На смену уставшим от прошлых зональных "экспериментов" инвесторам уже пришли другие. Вкладывают средства, расширяют производство, строят новое предприятие, которому в первую очередь потребуются рабочие руки. Иначе говоря, у сельчан появился шанс преодолеть свое вялотекущее существование. Как ни жаль, Петр Парликов в этом случае, скорее, противодействует данному процессу, нежели способствует...

x x x

В "войне", о которой шла речь, меньше всего нам хотелось бы послужить газетным орудием "массового поражения". Кто прав и насколько? Обоснованны ли обвинения и что за собой они должны повлечь? В материале упоминалось лишь о том, что известно, очевидно и может быть подкреплено документально. Хотя перечисленных нашими собеседниками "нарушений, злоупотреблений и превышений" было гораздо больше. Тут и опротестование результатов приватизации недвижимости села, и имущественные отношения внутри коллектива ПК "Твърдица", и несколько сотен неучтенных гектаров обрабатываемых земель, и небезынтересная схема с предприятиями кооператива, заложенными под кредит третьей фирмы, и непонятно как складывающиеся цены на семенной подсолнечник, и сданные в аренду виноградники при собственном винзаводе...

Разобраться с этим - компетенция других инстанций. Важно то, что и сами "низвергатели местнического самодержавия" это понимают и соответственно действуют. Через суды, через закон. А люди... Простые люди... Они разберутся, кто чего стоит. Со временем. Для начала стоит задуматься.

И, кстати, не только твардичанам...

Автор: Юрий ДЗЯТКОВСКИЙ
Источник: "Независимая Молдова", 20.05.2005г.

Няма коментари: